Методическая копилка.

Принимая новых учеников в свои ряды и формируя коллектив класса, я использую данную методику, так как она содержит всё, что мне нужно.


Формирование классного коллектива
по методике А.Н.Лутошкина


«Горящий факел»
(коллектив)

«Алый парус»
(коллектив)


«Мерцающий       маяк»


Мягкая глина

Песчаная россыпь






         Одним из важных критериев оценки деятельности  классного руководителя является сформированный  классный коллектив. Уровни развития детского коллектива интересно представлены в работах  Анатолия Николаевича Лутошкина,  который предложил  диагностику через образное определение стадий развития коллектива:
        


        

Суть диагностики такова. Классный руководитель предлагает учащимся ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее ребятам предлагается определить, на какой стадии развития находится их собственный коллектив.

1 ступень. «Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесёт часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней – разнесёт песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребёт его в кучу.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый сам по себе. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Люди ещё мало знают друг друга или просто не решаются, а быть может, и не желают пойти навстречу друг другу…
Нет общих интересов, общих дел. Нет того центра, вокруг которого бы происходило объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.
2 ступень. «Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить никаких усилий, то он может оставаться и простым куском глины. В  группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Зачастую скрепляющее звено здесь – формальная дисциплина и требования старших. Отношения,  в основном, доброжелательные, хотя и не скажешь, что ребята всегда  внимательны друг к другу, редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко конфликтуют. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
3 ступень. «Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, так держать! Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: я здесь, я готов прийти на помощь.
Формирующийся коллектив тоже подаёт каждому сигналы «так держать» и  каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё.  Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться, есть актив. Часто такая группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
 Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел в группе, ей бывает трудно найти во всём общий язык…
Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус»
Алый парус – символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного».
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надёжные организаторы. У большинства в группе проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-нибудь постигнет неудача.
Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходит на помощь, когда об этом попросят.
Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки  сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
5 ступень. «Горящий факел»
Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое содружество.
Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это ещё не всё.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь? Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплочённого объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами бескорыстно приходят на помощь; где нет равнодушных, если другим плохо; где  делают всё, чтобы принести пользу людям.
Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива)  степень их удовлетворённости своим коллективом, узнать, как  оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями.
        
 А ещё мне бы хотелось поделиться диагностикой определения уровня воспитанности младшего школьника.



Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения
Показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до
 нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной природе
3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 – любит и бережет природу;
1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 – не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своему Отечеству
3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 – находит дела на службу малому Отечеств;
1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
4. Забота о своей школе
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5. Познавательная активность
3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении взрослых, учителей;
0 – читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 – стремится учиться как можно лучше;
1 – учится при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии контроля.
7. Саморазвитие
3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 – есть любимое полезное увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 – во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении
3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;
1 – работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде
3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность в труде
3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает.
11. Бережное отношение к результатам труда
3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;
2 – бережет личное и общественное имущество;
1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда
3 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим
3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 – уважает старших;
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 – не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен.
15.Милосердие
3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 – сочувствует и помогает слабым, больным;
1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля;
0 – неотзывчив, иногда жесток.
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;
2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен.
Отношение к себе
5. Самодисциплина
17. Развитая добрая воля
3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстниками;
2 – проявляет добрую волю, стремится развивать ее;
1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 – нормы и правила поведения не соблюдает.
19. Организованность и пунктуальность
3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 – начатые дела не выполняет.
20. Требовательность к себе
3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.


Сводный лист к ориентировочной минимальной диагностической программе изучения уровней проявления воспитанности младших школьников
Качества
Патриотизм
Любознательность
Трудолюбие
Доброта и отзывчивость
Самодисциплина
Итого
Ф. И. учащегося
Отношение к природе
Гордость за свою страну
Служение своему отечеству
Забота о своей школе
Средний балл
Познавательная активность
Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
Саморазвитие
Организованность в учении
Средний балл
Инициативность и творчество в труде
Самостоятельность в труде
Бережное отношение к результатам труда
Осознание значимости труда
Средний балл
Уважительное отношение к  старшим
Дружелюбное отношение  к сверстникам
Милосердие
Честность в отношении с товарищами
Средний балл
Развитие доброй воли
Самоуважение, соблюдение правил культуры
 Организованность и  пунктуальность
Требовательность к себе
Средний балл
Анохина Анна
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Афонин Андрей
1
1
1
2
1
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
Бурцева Дарья
3
3
2
3
3
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
Бычкова Дарья
3
3
2
3
3
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
Воронова Ольга
2
2
2
3
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
Гилёв Никита
1
1
2
1
1
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Гончарова Яна
3
3
2
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Земцова Ксения
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
Камерилова Елизавета
3
3
2
3
3
3
3
3
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Кузнецов Данил
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Махин Фёдор
2
2
2
2
2
3
3
3
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Нехорошева Вера
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Плешков Артём
1
1
1
2
1
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Терещенко Виталий
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Федин Иван
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Филина Майя
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Фролов Иван
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Хвалева Анна
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2






















































На 3-м уровне
5 человек
На 2-м уровне
8 человек
На 1-м уровне
5 человек


                                                              

                   "Проектная деятельность младших школьников"

                                                         
                                                                     
Школа- это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в жизни страны. Школа всегда активно включается во внедрение новых технологий. Сейчас много говорят об использовании метода проектов. Данный метод не является открытием нашего времени , он возник ещё в начале XX века в США. В это же время идеи проектного обучения возникли в России под руководством русского педагога С.Т.Шацкого. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы и направлен на получение результата. Хороший проект должен иметь практическую ценность, предполагать проведение самостоятельных исследований, давать ребёнку возможность учиться в соответствии с его способностями.
Исходя из принципов развивающегося обучения, можно выделить основные дидактические требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи;
2.Практическая значимость предполагаемых результатов;
3.Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая ) деятельность
учащихся;
4.Структурирование содержательной части проекта;
5.Использование исследовательских методов.
Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов,- весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Проекты в начальных классах- это проблематично, т.к. дети слишком малы для проектирования. В нашем случае это будут лишь элементы проектной деятельности, но для младшего школьника это будет его проект.
Поговорим о требованиях, которые предъявляются к организации проектов в начальной школе. Главное из них: темы, которые предлагаются в качестве проекта, должны быть посильны пониманию ребёнка. Следовательно, чем меньше ребёнок, тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только простые проекты, рассчитывать свою исследовательскую деятельность на день или даже на несколько часов. Ученик должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути её решения. Он должен уметь составлять план работы по проекту ( на первых порах с помощью учителя). Ещё одно требование к проекту – заинтересованность ребёнка в проекте. Если тема уже выбрана, приступать к её выполнению нужно немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту, значит, выполнять исследование надо немедленно из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно работать в одном направлении.
Отсюда вытекает ещё одно требование, которое должно быть соблюдено при организации проектной деятельности младших школьников- максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности непосредственно в школе. Это: справочная литература, схемы, рисунки, приборы и другие источники, из которых ребёнок может почерпнуть материал для своего проекта.
 Каковы же этапы проектной деятельности:
Исследовательский этап. Что же такое исследование для младшего школьника. Это наблюдение за жизнью. Начинается исследование с одного простого действия. Одно простое действие даёт развитие для исследовательского мышления ребёнка, у него возникают вопросы, на которые он находит ответы. Наблюдение за жизнью домашних животных, птиц, растений, за делами человека – всё это может вылиться в проекты.
На этом этапе целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создаётся группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.
Технологический этап. На этом этапе широко используется метод упражнений. Учитель с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирует у учащихся умения и навыки деятельности.
Этап коррекции проекта. Это заключительный этап, на котором используется метод сравнительного анализа. Этот метод заключается в сравнении выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружении и исправлении недостатков.
По окончании работы над проектом, можно организовать конкурс творческих проектов.
Чем же может помочь школьнику участие в проектах? Это :
принятие самостоятельных решений;
умение ставить задачи и задавать вопросы;
умение работать в команде;
поиск нестандартных, оригинальных решений;
способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
раскрытие индивидуального потенциала.
Таким образом, использование проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет реализовать новые технологии в обучении , учит как самостоятельной деятельности персонально каждого ученика, так и работе его в группе. Активизируется самостоятельная деятельность детей, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы информационно-коммуникационных технологий, повышается интерес к изучению того или иного предмета.



Комментариев нет:

Отправить комментарий